Хорошее решение суда.

вкл. . . Просмотры уникальных посетителей: 685

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.90 [5 Голоса (ов)]

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                             Дело № 88-24065/2022

                                                                         УИД 23RS0005-01-2021-003719-16

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 августа 2022 года                                                                              г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Губаревой С.А.,

судей Мартыновой Н.Н., Авериной Е.Г.,

с участием прокурора Стрелковского С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконными приказов об увольнении и наложении дисциплинарного взыскания, заключения по результатам служебной проверки, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе ФИО1 и кассационному представлению прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., выслушав объяснения Чернова А.В. (ФИО1) и его представителя, являющегося также представителем Межрегионального Профсоюза «Московский профсоюз полиции» – Корнеева П.С., поддержавших доводы жалобы, объяснения прокурора, поддержавшего представление, объяснение представителя Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю – ФИО7, просившего жалобу и представление оставить без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее – ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю) о признании незаконными приказов об увольнении и наложении дисциплинарного взыскания, заключения по результатам служебной проверки, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что истец проходил службу в должности оперуполномоченного (взрывотехника) 3 боевого отделения СОБР ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю в специальном звании «капитан полиции».

Приказом начальника ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ истец зачислен в распоряжение на два месяца, а также уведомлен о предстоящем расторжении служебного контракта ввиду сокращения замещаемой им должности.

В период нахождения в распоряжении в отношении истца проведена служебная проверка по факту отсутствия на службе по неуважительной причине ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом начальника ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из войск национальной гвардии Российской Федерации.

Приказом начальника ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» контракт с ФИО1 расторгнут, и ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по пункту 6 части 2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).

Истец полагает необоснованными установленные служебной проверкой обстоятельства, а также выводы, отраженные в материалах проверки о том, что он в указанный день отсутствовал на службе по неуважительным причинам, поскольку им ДД.ММ.ГГГГ передан письменный рапорт о предоставлении отгула непосредственному начальнику - подполковнику полиции ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что рапорт не согласован, отгул ему предоставлен не был. В тот же день на службу он явиться не смог по причине плохого самочувствия. После проведения служебной проверки он привлечен к дисциплинарной ответственности и уволен, с материалами служебной проверки ознакомлен не был.

ФИО1 полагает, что взыскание в виде увольнения применено ответчиком без учета обстоятельств его отсутствия на рабочем месте, его отношения к труду, отсутствия дисциплинарных взысканий и положительных характеристик. Указывает, что работодателем нарушен порядок и процедура его увольнения со службы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте своих требований, истец просил суд признать незаконным и отменить приказ ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении контракта и увольнении со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины); признать незаконным и необоснованным заключение служебной проверки ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю с выводами о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации; признать незаконным и отменить приказ ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения; восстановить на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации в прежней должности; взыскать с ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю денежное довольствие за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; признать незаконными действия ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю в части увольнения истца как уполномоченного профсоюза по охране труда без предварительного согласования с профсоюзным органом.

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 27 января 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Судом постановлено:

признать незаконным и отменить приказ ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ расторжении контракта и увольнения ФИО1 со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины);

признать незаконным и необоснованным заключение служебной проверки ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю с выводами о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации;

признать незаконным и отменить приказ ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения;

восстановить ФИО1 на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации с зачислением в распоряжение ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю как бывшего оперуполномоченного (взрывотехника) боевого отделения специального отряда быстрого реагирования;

взыскать с ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю в пользу ФИО1 сумму денежного довольствия за время вынужденного прогула за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 206 170,65 руб.;

взыскать с ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 1 000 руб.;

признать незаконными действия ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю в части увольнения ФИО1 как уполномоченного профсоюза по охране труда без предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.

В удовлетворении остальной части иска судом отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 апреля 2022 года решение суда первой инстанции от 27 января 2022 года отменено, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение от 7 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение которым его исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В кассационном представлении прокурор Краснодарского края, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить апелляционное определение от 7 апреля 2022 года, решение суда первой инстанции от 27 января 2022 года оставить в силе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.

В силу статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного федерального закона).

Порядок и условия прохождения службы в Росгвардии Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В силу пункта 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, определяющей требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Статьей 49 данного Федерального закона предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

На основании пункта 2 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является, в частности, отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

Пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Из приведенных нормативных положений следует, что отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени относится к грубому нарушению служебной дисциплины, за что такой сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного закона, а также по заявлению сотрудника.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в должности оперуполномоченного (взрывотехника) 3-го боевого отделения специального отряда быстрого реагирования ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю.

Приказом начальника ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобожден от замещаемой должности и зачислен с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю на два месяца на основании подпункта 1 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющий обязанности командира СОБР ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю обратился с рапортом на имя начальника ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю об отсутствии ФИО1, находящегося в распоряжении ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю, на служебном месте в указанную дату более четырёх часов подряд.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю назначено проведение служебной проверки, и ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение по итогам проведения указанной проверки, в котором установлен факт совершения ФИО1 грубого дисциплинарного проступка, который выразился в отсутствии по месту службы без уважительных причин более четырёх часов подряд ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заключения служебной проверки, приказом ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из войск национальной гвардии Российской Федерации, на основании пункта 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился в основном и дополнительном отпуске за 2021 год.

Приказом начальника ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ДСП-л/с контракт с ФИО1 расторгнут, последний уволен с ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор по существу, и частично удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, руководствовался нормами Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Указав, что работодателем нарушена процедура увольнения работника, поскольку не получено согласие первичной профсоюзной организации на увольнение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными заключения служебной проверки, приказов о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, о расторжении контракта и увольнении, об отмене приказа об увольнении, восстановлении ФИО1 на службе, а также производных требований.

Суд апелляционной инстанции с выводами районного суда не согласился.

Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда указала, что ДД.ММ.ГГГГ прогул истцом действительно был совершен, в связи с чем, основания для его увольнения с работы у работодателя имелись, при этом, порядок увольнения работника ГУ ФСВНГ РФ по Краснодарскому краю соблюдён.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции с учетом следующего.

Предусмотренная пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона                 от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ возможность расторжения контракта о службе в органах внутренних дел с сотрудником, допустившим грубое нарушение служебной дисциплины, и его увольнения из органов внутренних дел призвана обеспечить интересы данного вида правоохранительной службы, гарантировав ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством, и имеют высокие морально-нравственные качества. При этом положение пункта 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за грубое нарушение служебной дисциплины, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 2386-О).

Решение работодателя об установлении факта отсутствия работника на рабочем месте без уважительных причин и, как следствие, увольнение его за прогул может быть проверено в судебном порядке. При этом, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а исходит из общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность) и оценивает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, в том числе проверяет и оценивает обстоятельства и мотивы отсутствия работника на работе, а также добросовестность его действий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2018 г. N 1893-О).

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен вынести законное и обоснованное решение. Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен (абзацы первый, второй, третий, четвертый пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени относится к грубому нарушению служебной дисциплины, за что такой сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, в частности его статьями 51 и 52, закреплен ряд положений, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения сотрудника органов внутренних дел, и на предотвращение необоснованного расторжения контракта в связи с совершением дисциплинарного проступка. При разрешении судом спора о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел на основании пункта 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ за грубое нарушение сотрудником служебной дисциплины, выразившееся в его отсутствии на службе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени, обстоятельством, имеющим значение для дела, является установление причин отсутствия сотрудника на службе (уважительные или неуважительные). Осуществляя же судебную проверку законности увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел и разрешая конкретное дело, суд должен действовать не произвольно, а исходить из общих принципов дисциплинарной ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность) и оценить всю совокупность обстоятельств конкретного дела, в том числе причины отсутствия сотрудника на службе. Поскольку законом конкретный перечень уважительных причин не определен, суду необходимо проверять обоснованность решения ответчика о признании конкретной причины отсутствия сотрудника на службе неуважительной.

Из приведенных нормативных положений следует, что нарушение сотрудником органов внутренних дел условий контракта о прохождении службы в органах внутренних дел не влечет его безусловного расторжения. Сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел, однако его действия, послужившие поводом для такого решения, подлежат оценке с точки зрения их характера, наступивших последствий, значимости для интересов службы, условий их совершения, прежнего отношения сотрудника к исполнению служебных обязанностей и других обстоятельств.

Между тем суд апелляционной инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о восстановлении на службе, положения норм материального права, регулирующие основания и порядок увольнения сотрудников по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, в том числе увольнения в связи с грубым нарушением служебной дисциплины - отсутствием по месту службы без уважительных причин не учел, и обстоятельства, имеющие значение для дела, не установил.

     Судом апелляционной инстанции не исследовалась возможность применения ответчиком к истцу иного, менее строгого взыскания.

Признавая законным увольнение ФИО1, суд апелляционной инстанций исходил из того, что у работодателя имелись основания для такого увольнения.

Однако данные выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета норм права, регулирующих спорные отношения, и установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу данной процессуальной нормы, бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1, 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учётом исковых требований ФИО1 и их обоснования, возражений ответчика относительно иска, имеющими значение для дела обстоятельствами являются учёт работодателем при наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения тяжести совершённого ФИО1 проступка, обстоятельства, при которых он был совершён, предшествующее поведение ФИО1 и его отношение к труду.

Из материалов дела усматривается, что истцом ДД.ММ.ГГГГ подготовлен рапорт о предоставлении ему выходных дней за ранее отработанное время, который был подписан непосредственным начальником истца и передан временно исполняющему обязанности командира СОБР ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю, который последним не согласован.

Между тем, судом апелляционной инстанции причины несогласования указанного рапорта не установлены. Кроме того, работодателем не представлено доказательств того, что отсутствие истца на работе повлекло какие-либо негативные последствия для ответчика, в материалах служебной проверки указанные обстоятельства не отражены.

Ввиду того, что прогул - это виновные действия самого сотрудника, являющиеся основанием для признания их грубым нарушением служебной дисциплины, то обстоятельство, что вышестоящий руководитель истца не согласовал предоставление последнему дня отдыха, получив соответствующий рапорт, не может свидетельствовать об умышленном виновном поведении ФИО1, а также о неисполнении им требований по согласованию своего отсутствия на службе и, как следствие, о совершении им прогула.

Таким образом, обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего дела, судом апелляционной инстанции не выяснены, что привело к вынесению необоснованного решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 и нарушению его трудовых прав.

Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ) права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ начальнику Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю председателем Координационного Совета Профсоюза Межрегиональный профсоюз «Московский Профсоюз полиции» направлено письмо о том, что в соответствии с нормами статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 19, 20 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ, пункта 22 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ и Типовым Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Межрегионального профсоюза «Московский Профсоюз полиции», ФИО1 назначен уполномоченным Межрегионального профсоюза по охране труда Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю.

Указанное письмо получено Главным управлением Росгвардии по Краснодарскому краю, о чем свидетельствует письмо начальника Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что указанная информация принята к сведению.

В соответствии с положениями статей 373, 374 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ гарантии предоставляются работникам, входящим в состав профсоюзных органов, не освобожденным от основной работы, в том числе уполномоченным профсоюза по охране труда.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора либо об обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе.

Между тем, предварительное согласие профсоюзного органа на увольнение ФИО1 ответчик в первичной профсоюзной организации не получил, чем нарушил установленную законом процедуру увольнения.

По мнению судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, приведенное выше свидетельствует о формальном подходе судом апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией гражданином права на труд, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права ФИО1 на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о наличии у ответчика оснований для увольнения истца в соответствии с пункта 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сделаны при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права.

Согласно п.2 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит правильным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 апреля 2022 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

            о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 апреля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи

Комментарии   
+1 #1 888 25.10.2022 16:00
ПОЗДРАВЛЯЮ С ПОБЕДОЙ!

Александр Чернов взрывотехник СОБР, настояций ветеран боевых действий, профессионал, наставник, МУЖЧИНА был уволен за то, что он профессионал и требовал уважения со стороны чиновников к бойцам СОБР.

Обычная подстава в исполнении мерзавца который устно согласовал отгул а сам злоупотребляя доверием засунул свое "слово мужчины" в жо***у организоват наимерзейшее увольнение.

Читая решение испытал удивление. Закон же ОДНОЗНАЧНО НА СТОРОНЕ САШИ!
Почему апелляция отменила решение районного суда?

Ждем вторeб апелляцию.

Держись Саша, болею за тебя и за весь Краснодарский СОБР!

Такиех ВОИНОВ единицы! Вот ского надо брать пример.
Цитировать | Сообщить модератору
Добавить комментарий
Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

Оставляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с правилами добавления комментариев:
— Комментарии должны относиться к обсуждаемой теме.
— СПАМ и ссылки на сайты, не имеющие отношения к теме, запрещены.
— Оставляя свои комментарий, Вы автоматически соглашаетесь с тем, что они должны выражать Ваше мнение и опыт по тому или иному вопросу, изложенные чётким, понятным и ясным языком и относиться к теме комментируемой Вами записи.
— Мы оставляем за собой исключительное право удалить любой комментарий без объяснения причин. Точно также мы оставляем за собой право в любой момент и на любое время отключить возможность размещения комментариев к любой заметке, а также вообще ввести предварительную цензуру комментариев, размещаемых на сайте, без указания причин принятия таких мер.
— Если мы посчитаем нужным, мы можем ограничить доступ к сайту пользователей с определёнными IP-адресами (диапазонами адресов).
— IP-адрес любого, кто размещает на сайте комментарий, либо выполняет другие активные действия, фиксируется в базе данных.
— Если Ваш указанный E-mail окажется не работающим (фальшивым), то все Ваши комментарии будут удалены, а IP будет внесён в чёрный список.
— Удаляются комментарии, где в поле имени указывается реклама, слоганы сайтов или провокационные фразы. Указывайте настоящее имя или ник.
— Удаляются комментарии с нецензурной лексикой, хамством и оскорблениями.
— Не допускается необоснованная критика и демонстративное «тыканье».
— Короткие комментарии, скорее всего, будут удаляться, поскольку «они принимают вид» СПАМа. Например: «клёвая статейка!», «хороший фильм», «понравилось» и т.д.
— Написание комментариев под разными именами, с одного и того же IP-адреса запрещены.
— Комментарии, не соответствующие правилам, удаляются.


Защитный код
Обновить

Похожие материалы