Помогите дознавателям!!!!!!!

вкл. . . Просмотры уникальных посетителей: 4711

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]

Прочитав обращение следователей на сайте Профсоюза, мы - сотрудники подразделений дознания, не могли остаться равнодушными, ведь все, что там было написано, в большой степени касается и нас тоже. Поэтому также хочется обозначить ряд проблем, затрагивающих работу службы дознания (а может и не только дознания).

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это большой некомплект в службе. Как скрытый (когда штатная должность занята, но сотрудник находится на учебе, в декретном отпуске, в очередном отпуске и т.д.) так и явный (вакансия). При этом нагрузка, рассчитанная на полный штат, при имеющемся некомплекте ложится на плечи фактически работающих сотрудников. Нередки случаи, когда в подразделении дознания ОМВД при штате 8-10 дознавателей фактически работают 3-4, а то и 2 дознавателя, при этом хорошо, если есть начальник отделения дознания (или заместитель). А вот на совещаниях при подведении итогов, результаты с руководителей дознания спрашивают как с полноценного подразделения, не считаясь с некомплектом. И когда кто-то из начальников территориальных подразделений дознания пытается донести до вышестоящего руководства проблему с некомплектом, оно (это самое руководство) просто не слышит своих подчиненных.

Создается впечатление, что между простыми сотрудниками и руководством стоит не проломная стена. На лицо абсолютное нежелание со стороны руководителей вникать в проблемы подчиненных подразделений. Да еще и спросить могут: «А что Вы, товарищ начальник отделения дознания, сделали для комплектования своего подразделения?». И здесь сам собой напрашивается вопрос: а зачем нам тогда нужны кадровые подразделения, если начальник дознания должен быть вездесущим? Да и когда этому начальнику отделения дознания заниматься вопросами комплектования, если он сейчас сидит на очередном совещании в Главке, завтра у него совещание в отделе, послезавтра – в управлении, еще надо проверить уголовные дела, отвезти их в прокуратуру, заехать в экспертное подразделение, что бы забрать заключения экспертов по уголовным делам, потом – в суд, потом снова в отдел, а еще с утра развод, потом селекторное совещание и т.д. и т.п.?

Работы, на самом деле, хватает! А много ли желающих занять место сотрудника, находящегося в декрете (до сих пор беременность в природе никто не отменял!)? И что конкретно делаете Вы, товарищи вышестоящие руководители, для сохранения кадрового ядра подразделений дознания? Речь идет не о том, что бы набрать необученных кандидатов, а именно о том, что бы удержать профессиональных и опытных сотрудников, которые просто бегут из дознания!

Отдельно хотелось бы обозначить проблему соблюдения сотрудниками дознания учетно-регистрационной дисциплины.

Сотрудники процессуальных служб знают, что на каждое уголовное дело составляются документы строгой статистической отчетности – статистические карточки различных форм. И тут бюрократия процветает в самом ее разнообразии! Карточки формы 1, формы 2, формы 3, формы 4….. и т.д. Причем сведения, вносимые в данные карточки, зачастую дублируют друг друга. Чтобы составить комплект статистических документов на уголовное дело (а их в производстве каждого дознавателя не одно), сотрудником затрачивается уйма времени, которое он с пользой мог бы потратить на расследование уголовных дел! Также к комплекту карточек необходимо приобщать копии постановлений о принятых процессуальных решениях по уголовным делам и делать копии материалов уголовных дел. Это целая кипа бумаг. Чтобы своевременно сдать статистические карточки в учетно-регистрационную группу ОМВД, дознаватель может потратить половину своего рабочего дня, и так ежедневно.

А теперь, что касается качества заполнения статкарточек. Существует совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» и Инструкции к нему, которые регламентируют порядок заполнения и предоставления статистических карточек в учетно-регистрационные подразделения. Вернее сказать – должны регламентировать. Прежде чем сдать статкарточки в учетную группу (и сделать это своевременно), дознаватель должен заполнить соответствующие пункты карточек и внести кодировки в соответствии с материалами уголовного дела. И тут огромное количество нюансов, разобраться в которых не могут не только дознаватели, но и сотрудники учетной группы, а то и ИЦ УВД.

Иногда сотрудники дознания не могут сдать карточки учетному работнику (не принимают) только потому, что не проставлена циферка в определенной клеточке или цифирь не соответствует информации, указанной в пункте карточки! Создается ощущение, что дознаватели это не сотрудники органа дознания, производящие расследование уголовных дел, а шифровальщики и кодировщики. Допущение ошибок при заполнении статкарточек надзорными инстанциями (прокуратурами различных уровней) трактуется как умышленное искажение статистической отчетности со стороны дознавателей и следователей.

Создается такое впечатление, что дознаватели и следователи – это коварные злодеи, которые только и думают о том, как бы исказить статистическую отчетность! Практически ежемесячно в территориальные ОМВД, УВД и Главк «сыпятся» представления, вносимые прокурорами всех уровней в связи с выявленными нарушениями, допущенными при заполнении статистических карточек. В настоящее время из Главка «спущено» очередное представление заместителя прокурора города Козлова А.В., как раз касающееся достоверности вносимых сведений в статкарточки. Не знаем как в следствии, но из УОД в окружные подразделения дознания в настоящее время поступило указание заместителя начальника Сорокина А.А. о проведении в кратчайшие сроки служебных проверок по данному представлению с привлечением к дисциплинарной ответственности дознавателей.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Обратите внимание, товарищи руководители: не наказать и привлечь к дисциплинарной ответственности, а принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих!!!

В рамках проводимых служебных проверок по таким вот представлениям проверка может проводится в отношении 20-30 сотрудников. И это только в подразделении дознания одного округа, уже не говоря об общем количестве сотрудников дознания и следствия всех округов Москвы. Неужели трудно сделать соответствующие выводы, что если огромным количеством сотрудников допускается столько нарушений требований совместного приказа, то значит, что-то с ним не так! Значит, этот приказ не работает! Так вот и принимайте эти самые конкретные меры по совершенствованию ведомственных приказов, разъясняйте сотрудникам требования приказов и инструкций, упрощайте систему учетно-регистрационной дисциплины, разрабатывайте методические рекомендации и инструкции по заполнению учетных документов с конкретными, а не размытыми формулировками, понятными каждому сотруднику. Иначе, зачем вы нужны?! В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» к ответственности надо привлекать как раз тех должностных лиц, которые полномочны устранить допущенные нарушения. А это вы, товарищи руководители!

Но кроме как наказать подчиненных сотрудников, другие меры вы принять не можете, не хотите (или не умеете?). Представьте себе, сколько сотрудников дознания будут оторваны от своих конкретных должностных обязанностей по расследованию уголовных дел, чтобы написать объяснения в рамках проводимой служебной проверки?

И никто не думает о том, что у прокуратуры существует свой «план» по количеству представлений, направленных в органы внутренних дел. И за каждым дисциплинарным взысканием стоит конкретный дознаватель, у которого, может быть, уже и желания-то нет нести службу в дознании (а это, как раз, о кадровой проблеме). Да и граждан, обращающихся в полицию за помощью, по большому счету, совсем не интересует наша (и ваша, товарищи прокуроры) учетно-регистрационная дисциплина. Потерпевших интересуют результаты расследования по уголовным делам, а не статистика. Руководители в своей работе в погоне за высокими статистическими результатами перестали видеть людей с их проблемами, при этом в равнодушии обвиняют обычных сотрудников.

Нельзя не отметить работу и исполнителя зонального контроля отдела дознания окружного Управления (зонального дознавателя). Вместо того, чтобы оказывать подконтрольному территориальному подразделению дознания какую-то конкретную практическую и методическую помощь, как того в идеале требуют ведомственные приказы, в рамках проводимых служебных проверок по таким вот представлениям он вынужден перелопачивать «гору» учетно-регистрационной документации, чтобы проверка была объективной. Зональные дознаватели завалены грудой бумажной бесполезной документации, и речи о зональном контроле, как таковом, не идет.

За зональным дознавателем может быть закреплено 4-5 и даже более подконтрольных подразделений. В каждое подразделение необходимо выехать с проверкой не менее 1 раза в месяц. С учетом загруженности зонального дознавателя, он просто физически не может полноценно осуществлять зональный контроль. Тут хотя бы успеть доехать до проверяемого подразделения, а не то чтобы помочь или полноценно проверить организацию работы подконтрольного отделения дознания ОМВД. А если учесть загруженность отделения дознания и количество других проверяющих (МВД, ГУВД, УВД, прокуратура и т.д.), то речь идет уже о том, чтобы хотя бы не мешать своей проверкой работе дознавателей.

Теперь об ответственности исполнителя зонального контроля. Он несет ответственность за все в работе подконтрольных отделений дознания. При имеющейся нагрузке просто физически невозможно быть в курсе каждого уголовного дела, находящегося в производстве всех дознавателей всех ОМВД, чтобы осуществлять контроль за расследованием, за своевременным принятием процессуальных решений по ним, за качеством расследования, за надлежащее оформление управленческой документации руководства подразделения дознания и т.д. и т.п., за всем, что там происходит. А зачем тогда нужны непосредственные руководители всех уровней ОМВД?

Чтобы полноценно осуществлять свою работу, за исполнителем зонального контроля должно быть закреплено не более 2-3 подразделений и четко определены его функции по зональному контролю. Зональный контроль – и ничего более, а не разгребание вороха бесполезных бумаг. Тогда можно вникнуть в проблемы дознавателей, оказать помощь, проконтролировать их работу, а также выявить недостатки и принять адекватные меры по их устранению. Ведь именно этого требует в своих приказах руководство. Иначе эта должность номинальна, бесполезна и возникает вопрос о ее целесообразности.

Что касается ненормированности рабочего дня, нарушения трудовых прав сотрудников, переработок, то все это подробно отражено в обращении следователей, размещенного на сайте Профсоюза, и в полной мере относится к дознанию, поэтому повторяться излишне.

Ещё вызывает вопрос показатель «Возмещение материального ущерба» в соответствии с приказом МВД РФ от 31.12.2013 №1040 "Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации", в соответствии с которым дознаватель в досудебном производстве должен обеспечивать возмещение материального ущерба потерпевшему лицом, совершившим преступление. Чем меньше этот показатель, тем ниже оценка деятельности дознания. А теперь вопрос, почему дознаватель должен обеспечивать возмещение материального ущерба?!

А если подозреваемый БОМЖ и просто физически не может возместить материальный ущерб потерпевшему?

А если по делу в суде будет оправдательный приговор?

А если потерпевший не имеет материальных претензий к подозреваемому и поэтому ущерб не возмещался?

А если подозреваемый не согласен с суммой заявленного ущерба?

И еще много этих «если». И вообще, каким образом дознаватель должен понуждать подозреваемого к выплате материального ущерба? Это как-нибудь регламентировано? Разве не входит в компетенцию суда определять, виновен человек или нет, должен ли он возмещать этот самый ущерб и в каком размере?

Вызывает недоумение сравнение показателей дознания Москвы и регионов (а может, и не только дознания), т.н. «общероссийские показатели». Да, мы живем в одной стране, но не забывайте, что социальные условия в регионах и в Москве различны. Различен контингент преступников, преимущественность составов преступлений, плотность населения, социальные и демографические условия, уровень жизни, в конце концов.

В Москве регистрируется всё и практически по каждой бумажке надо принимать процессуальное решение. Необходимо учитывать специфику, может быть, не только Москвы, но и каждого региона в отдельности. Как вы думаете, в маленьком городе, где прокурор и начальник районного ОМВД живут в соседних домах и ходят к друг другу в гости пить чай, этот самый прокурор вернет начальнику районного ОМВД уголовное дело для дополнительного расследования? Вряд ли.

Теперь о таких негативных показателях, как возвращение уголовного дела для дополнительного дознания и приостановление производства дознания по уголовному делу по п.п.2-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Действительно, некачественно проведенное дознание по уголовному делу является основанием для возвращения уголовного дела для дополнительного расследования. И тут, нельзя не согласиться, прямая вина дознавателя и его руководителя, не проконтролировавшего ход расследования уголовного дела. По данному факту проводится служебная проверка с привлечением к дисциплинарной ответственности. Но никто не учитывает, что зачастую виной этому не изжившая себя «палочная система», когда начальники ОМВД ради высоких показателей принуждают дознавателей оканчивать уголовные дела в минимальные сроки (порою в 2-3 дня), вместо предусмотренных УПК РФ 30 суток. Учитывая некомплект, и, как следствие, высокую загруженность уголовными делами, молодой необученный состав дознания, который просто некому обучать, сжатые сроки расследования, серьезно страдает качество дознания.

Что касается негатива по уголовным делам, производство дознания по которым приостановлено по п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, то здесь тоже много вопросов. Одно дело, когда дознаватель не принял мер к задержанию преступника при достаточных на то основаниях и преступник скрылся (иностранный гражданин, не имеющий определенного места жительства на территории РФ, не установлена личность преступника и т.д. и т.п., все это прописано в УПК РФ). Но когда оснований для задержания нет по закону, в отношении подозреваемого избирается мера процессуального принуждения и при этом он скрывается от дознания, дознаватель всё равно несет за это дисциплинарную ответственность и появляется негативный показатель. Каким образом дознаватель должен контролировать подозреваемого? Забирать паспорт, чтобы он не скрылся? Это незаконно. Или, может быть, брать его к себе домой и жить с ним пока его не осудят? Сейчас каждый последний мигрант знает, куда написать жалобу на сотрудника полиции.

А уж приостановление производства дознания по п.п.3-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ вообще не должно вызывать вопросов. Если эти основания предусмотрены законом, то почему это является негативным показателем?

Любой дознаватель, у которого в производстве находится уголовное дело, по которому подозреваемый арестован и содержится в СИЗО, может рассказать о том, как много драгоценного рабочего времени тратится на ожидание подследственного для проведения с ним следственных действий (ЧАСЫ!!!). Чтобы занять очередь на получение заветного талона (требования) на проход в ту же «Бутырку», дознавателю необходимо приехать накануне вечером, чтобы записаться в список, потом с утра следующего дня часам к 07.00 заранее до начала рабочего дня, примерно в 11.00 часов получить разрешение на проход в СИЗО, и наверняка во второй половине рабочего дня (не ранее 14-15.00 часов) дознаватель, наконец-таки, попадет в кабинет для проведения следственных действий. Да еще не факт, что сразу приведут подозреваемого, его сначала покормят, выгуляют (а если у него банный день, то и искупают) и потом только приведут. Иначе, это будет нарушение прав подозреваемого. Это все хорошо, конечно же, но когда будут думать о сотрудниках и о создании нормальных условий для их работы, которые непосредственно отражаются на ее результатах?

Нередки случаи, когда преступник, уже будучи осужденным, возможно ради развлечения, от скуки, пишет жалобы в различные инстанции на дознавателя, проводившего расследование по его делу. И тут начинается самое интересное. Дознаватель может побывать во всех инстанциях, чтобы «отписаться» от жалобщика: инспекции Штаба, ИЛС, УСБ, СУ СК и еще много где. Да где уж тут расследовать уголовные дела! Хоть бы самого в тюрьму не посадили. У нас в стране так много организаций, ратующих за права осужденных, но практически нет органа на государственном уровне, реально защищающим права сотрудников полиции. Простые сотрудники практически беззащитны перед преступниками. Любой адвокат может «затаскать» сотрудника полиции по различным инстанциям (но об этом тоже уже написано следователями).

Нельзя не затронуть тему оперативности при производстве расследования уголовных дел. Простые граждане, насмотревшись сериалов про Глухарей, наивно полагают, что сотрудник, ведущий расследование уголовного дела, нажатием на клавиатуре одной клавиши получает доступ ко всем информационным базам. И искренне недоумевают, узнав, что в подразделении нет даже Интернета. Те же программы, которые установлены на компьютерах дознавателей (не везде), работают невозможно медленно и могут загружаться по 20-30 минут. А уж об обеспечении компьютеров дознавателей антивирусной защитой говорить вообще не приходится, не понятно как еще эти компьютеры вообще работают.

Еще много проблем, которые не затронуты в этом письме. Просто хотелось обозначить хотя бы некоторые из них. Кроме того, подписываемся под каждым словом обращения следователей.

Всем известна поговорка о том, что рыба гниет с головы. К сожалению, прошедшая реформа в органах внутренних дел практически ничем, кроме переименования милиции в полицию и огромными потраченными средствами государства на пошив нового форменного обмундирования, не ознаменовалась. С течением времени лишь обострились существующие проблемы. Вышестоящее руководство должно четко понимать, что в настоящее время в органах внутренних дел все меньше и меньше сотрудников, которые не знают своих прав, и готовы терпеть по отношению к себе беззаконие со стороны руководства. То, что происходит в органах внутренних дел – это бомба замедленного действия. На самом деле мы просим не так уж и много:

руководители, вникните в наши проблемы и примите меры. Иначе, как мы можем помочь простым гражданам, если сами беззащитны.

С уважением, сотрудники дознания ГУ МВД России по г. Москве.

 

Комментарии   

0 #13 Олег 08.08.2020 23:18
Цитирую ольга:
Хуже в несколько раз обстоит дело с дознанием в ФССП. Зп 12000 тысяч, на работе круглые сутки.

Да быть не может, Вам погоны одели, Вы теперь также получаете.
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #12 Еле 29.07.2020 22:45
Вас из руководства ни кто не читает! Карелия
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #11 ольга 28.02.2015 22:16
Хуже в несколько раз обстоит дело с дознанием в ФССП. Зп 12000 тысяч, на работе круглые сутки.
Цитировать | Сообщить модератору
-7 #10 Анна 17.02.2015 06:53
Я могу сказать, что у всех одинаковые проблемы. Я работаю сейчас в следствии, а начинала с дознания. И не поверите, именно у Сорокина А.А. Сказать, что он для меня остался самым настоящим руклводителем до сих пор - ничего не сказать.... Вы не представляете как он выгораживал свой коллектив, у нас при нем были хоть допотопные, но компьютеры и матричные принтеры. А это 2003 год. Да, он строг. Но это человек приехал в Москву из области, с должности простого следователя и вон как поднялся. Он с руководителей требует не более, что сам делал. И кто-то прав - неотреагировать на представление прокурора он не мог, поэтому пишет не про наказать, а принять меры - вплане - ребят, ищите способы общения с ИЦ. Не защищаю, а говорю свою точку зрения...
Цитировать | Сообщить модератору
+3 #9 Анна 16.02.2015 22:35
Я отработала в системе 12 лет,половина из них в следствии.Не выдержала,уволилась по собственному в июле 2014.Ничуть не жалею!Оказывается,существуют праздники и выходные,можно в 19.30 приходить домой и даже планировать отпуск!Обращение дознавателей-это прекрасно,но систему побороть невозможно.
Цитировать | Сообщить модератору
+25 #8 Андрей 10.02.2015 08:49
Согласен с вышеизложенным, но мало что измениться....
Цитировать | Сообщить модератору
+32 #7 ЗайнуллинА 09.02.2015 23:02
Ребятам которые работают на земле огромное спасибо! Это им приходится через себя пропускать каждую секунду горе, несчастье, а порой и гнев граждан которых система не способна защитить. Некомплект в первую очередь сказывается на качество работы, от сюда такой негатив о полиции. Но за время службы я не наблюдал чтобы некомплект был среди начальников они почему-то без заместителей не могут. Вот бы дали начальнику три-четыре отдела или региона в подчинение! Посмотрел бы я как он справился бы!
Цитировать | Сообщить модератору
+34 #6 ЗайнуллинА 09.02.2015 22:52
"Как нам говорят - не нравится - на ГРАЖДАНКУ!!!!!!!"
Руководству много что не нравится, но оно то на гражданку почему то не торопится!? И работу свою выполнять не хотят куча проверяющий даже не обращало внимание на то, что на 4-х УУП один принтер. Плевать они хотели на сотрудников и граждан, наказывают чтобы в конце года бюджетных денег побольше осталось, а о себе любимых начальники не забудут - за высокие достижения премии выпишут.
Цитировать | Сообщить модератору
+34 #5 Коста 09.02.2015 22:21
А лучше еще и поставить их подежурить в сутках. Я в следствии и когда три тяжких происходит за сутки, то из трех минимум инстанций тебе звонят на телефон и спрашивают, что и как сделано по делу и спрашивают обстоятельства дела. Однажды минут 30 не мог по 91 закрыть человека, потому что спросить не успевал человека о его данных - звонили на телефон постоянно, а когда выключил телефон, то дежурка каждые 10 секунд издеваясь орала на весь отдел мою фамилию и должность, чтобы сообщил информацию. Это я считаю оскорблением себя. В общем **йню какую-то сделали за последний год, а не работу.
Цитировать | Сообщить модератору
+23 #4 Азат 09.02.2015 19:39
А Милованов свою подпись поставил или ему есть что возразить? :-)
Цитировать | Сообщить модератору
+25 #3 Леха 09.02.2015 18:24
Нужно руководителей всех уровней направлять на стажировку в территориальные подразделения и поручать им самим расследовать конкретные дела. При этом, прикрутить к голове видеорегистратор, чтобы можно было проверить отсутствие каких-либо поблажек. Пущай сами в изолятор записываются и сами карточки заполняют, на осмотрик съездят пяток раз за ночь, ну и, конечно, сами на себя ворох служебных проверок напишут и кипу жалоб рассмотрят. Установить режим: раз в год - на месяц на землю... Вон, Савенков одному из начальников следственных управлений поручил 210-ю заканчивать- правильно сделал, пусть на своей шкуре почувствует каково...
Цитировать | Сообщить модератору
+32 #2 сергеич 09.02.2015 15:39
Подписываюсь по каждым словом, а что толку, из года в год только хуже
Цитировать | Сообщить модератору
+33 #1 Бывший 09.02.2015 13:47
Здорово! Молодцы! ГЛАВК задумайтесь пока не поздно!
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

Оставляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с правилами добавления комментариев:
— Комментарии должны относиться к обсуждаемой теме.
— СПАМ и ссылки на сайты, не имеющие отношения к теме, запрещены.
— Оставляя свои комментарий, Вы автоматически соглашаетесь с тем, что они должны выражать Ваше мнение и опыт по тому или иному вопросу, изложенные чётким, понятным и ясным языком и относиться к теме комментируемой Вами записи.
— Мы оставляем за собой исключительное право удалить любой комментарий без объяснения причин. Точно также мы оставляем за собой право в любой момент и на любое время отключить возможность размещения комментариев к любой заметке, а также вообще ввести предварительную цензуру комментариев, размещаемых на сайте, без указания причин принятия таких мер.
— Если мы посчитаем нужным, мы можем ограничить доступ к сайту пользователей с определёнными IP-адресами (диапазонами адресов).
— IP-адрес любого, кто размещает на сайте комментарий, либо выполняет другие активные действия, фиксируется в базе данных.
— Если Ваш указанный E-mail окажется не работающим (фальшивым), то все Ваши комментарии будут удалены, а IP будет внесён в чёрный список.
— Удаляются комментарии, где в поле имени указывается реклама, слоганы сайтов или провокационные фразы. Указывайте настоящее имя или ник.
— Удаляются комментарии с нецензурной лексикой, хамством и оскорблениями.
— Не допускается необоснованная критика и демонстративное «тыканье».
— Короткие комментарии, скорее всего, будут удаляться, поскольку «они принимают вид» СПАМа. Например: «клёвая статейка!», «хороший фильм», «понравилось» и т.д.
— Написание комментариев под разными именами, с одного и того же IP-адреса запрещены.
— Комментарии, не соответствующие правилам, удаляются.


Защитный код
Обновить

Похожие материалы